Мерседес Спринтер / Двигатель / Коленчатый вал и маховик / Проверка коленчатого вала
Проверку коленчатого вала необходимо выполнять в таком порядке:
- провести тщательный контроль коленчатого вала на наличие износа и деформаций, замерить шейки коренных и шатунных подшипников. Шейки коленчатого вала могут подвергаться четырехкратной шлифовке, поэтому коленчатый вал может устанавливаться с вкладышами ремонтных размеров;
- коленчатый вал зажать на токарном станке (либо положить его на призмы, подставленные под крайние шейки коренных подшипников) и проверить биение на средней коренной шейке с помощью измерительного индикатора. Биение не должно превышать 0,06 мм, в противном случае коленчатый вал необходимо заменить.
Зазор в коренных и шатунных подшипниках необходимо измерять в следующем порядке:
- установить на гнезда подшипников блока цилиндров соответствующие крышки без вкладышей, смазать резьбовые части крепежных болтов и произвести попеременную затяжку болтов сначала с усилием 55 Н·м, а затем довернуть их на 90–100°. Крышки коренных подшипников выполнены с некоторым смещением, поэтому могут устанавливаться только в одном, правильном положении;

Рис. 77. Замер отверстий подшипников коленчатого вала




- замерить диаметр каждого подшипника в направлении осей А, В, С, указанных на рис. 77 , и записать результаты. Если какой-либо из результатов измерений превышает другой либо обнаружена коническая выработка отверстия подшипника, то крышку такого подшипника можно довести наждачной бумагой в пределах не более 0,02 мм;
- снять крышки всех коренных подшипников, установить вкладыши, которые предварительно должны быть тщательно очищены, а затем установить крышки подшипников с вкладышами и затянуть надлежащим образом крепежные болты крышек подшипников (см. выше);

Рис. 78. Замер внутреннего диаметра вкладышей подшипников с помощью нутромера




- замерить диаметр каждого подшипника, как показано на рис. 78 , и записать результаты замеров;
- от полученных значений диаметров подшипников с установленными вкладышами следует вычесть значения диаметров коренных шеек коленчатого вала. Полученные результаты и будут означать рабочие зазоры, которые не должны находиться в пределах 0,031– 0,073 мм как для коренных, так и для шатунных подшипников коленчатого вала. Предельный износ составляет 0,080 мм. При необходимости эти зазоры могут быть скорректированы путем установки вкладышей различных ремонтных размеров. Фирма Mercedes-Benz предлагает вкладыши подшипников коленчатого вала четырех ремонтных размеров. Остальные работы существенно не отличаются друг от друга и изложены выше.
Ниже приведены рекомендации по подбору вкладышей коренных подшипников.

Рис. 79. Обозначение допусков отверстий коренных подшипников коленчатого вала (показаны стрелками)




Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала подбираются и устанавливаются в соответствии с маркировкой, нанесенной кернером рядом с гнездами подшипников в блоке цилиндров. Местонахождение маркировки показано стрелками на рис. 79 . На боковых кромках вкладышей нанесена соответствующая цветовая маркировка (см. ниже). Данная маркировка обязательно должна соблюдаться, хотя следует заметить, что для ремонта предлагают вкладыши исключительно с зеленой либо красной маркировкой.
Вкладыши устанавливают в крышки коренных подшипников с учетом диаметра коренных шеек коленчатого вала. По этой причине на каждом колене вала нанесена цветная маркировка (синяя, зеленая либо красная точка):

        Диаметр             Число                  Цветная
        шейки, мм     накерненных        маркировка
                                     точек
        62,500–62,506        1                           синяя
        62,506–62,513        2                           зеленая
        62,513–62,519        3                           красная


Рис. 80. Цветная маркировка, нанесенная на каждом колене вала




Местонахождение маркировки обозначено стрелками на рис. 80 .